Женщина, склонившаяся над пяльцами или растянувшая на коленях ткань с будущим вышитым узором, для нас - привычный образ. Гораздо труднее представить на ее месте пожилого усатого дядю. Тем не менее, наряду с вышивальщицами в этом изящном ремесле, всегда были и вышивальщики. И в Европе, и в Азии, и в мусульманских странах.
НЕКОТОРЫЕ виды вышивания всегда были мужской «монополией» в силу своей технологии. Прежде всего, это относится к вышиванию золотом. Если с «пряденым» золотом, т.е. тончайшей золотой нитью, обернутой вокруг шелковой, работали оба пола, то с «волоченым» золотом женщине было не справится, поскольку практически это было вышивание не такой уж тонкой золотой проволокой. Чтобы протащить ее даже сквозь ткань, нужны приличные физические усилия. А «волоченым» золотом вышивали не только ткани, но и седла, кожаные сумки, футляры для седельных пистолетов и т.п. Так что хранящаяся в Оружейной палате или Эрмитаже богато вышитая золотом конская упряжь - это исключительно мужская работа. НО ДЛЯ мужчин-вышивальщиков была привычной и работа с тонкой льняной, шерстяной или шелковой нитью. В средние века по всей Европе бродили артели ремесленников, которые, переходя из замка в замок, подряжались выполнять самые разнообразные работы, в том числе и вышивку. Мужчины-вышивальщики особо специализировались на больших, подражающих живописи панно, которыми наряду со шпалерами украшали стены, кровати или использовали как парадные скатерти. Вышивали они также обивочные ткани для стен и мебели. Вышивка с применением драгоценных камней (за исключением шитья жемчугом) тоже была мужским занятием, поскольку была сродни искусству ювелиров. Однако мужчины не чуждались традиционно «женских» вышивок. Так, во французской провинции Бретань вышитые жилеты - неотъемлемая часть национального мужского костюма - выполняются только мужскими руками. А в Эльзасе до конца XIX в. существовал обычай дарить невесте парадные салфетки, собственноручно вышитые женихом.
НА ВОСТОКЕ профессиональными вышивальщиками были в основном мужчины. Женщины вышивали, что называется, «для дома, для семьи». Это было типично и для Турции, и для Индии, где по традиции на хлеб должен зарабатывать только мужчина, и ремесло вышивальщика никогда не считалось бабьей профессией. Более того. На юге Индии и сейчас проживает племя кота, где мужчины и женщины как бы поменялись ролями. Когда известный этнограф Л. Шапошникова сказала своему сопровождающему-индусу, что завтра они едут в такую-то деревню, то он со смехом прокомментировал: «А! Это, где леди делают горшки, а джентльмены вышивают!». Действительно, у кота чисто женским занятием считается изготовление глиняной посуды, а для мужчин - вышивание льном или шерстью.
У ИНДЕЙЦЕВ «доколумбовой» Америки вышивку парадных одеяний для жрецов и вождей-касиков также выполняли мужчины. Женщины работали с «бытовой» одеждой. И сегодня в Мексике тяжелые парадные сомбреро и пояса из кожи вышивают мужчины.
В ПОЛИНЕЗИИ вплоть до появления там европейцев и замены местных тканей на дешевые пестрые хлопчатобумажные из Англии и Франции существовало чисто национальное, очень сложное по технологии, вышивание птичьими перьями. В Кунсткамере в Петербурге и сейчас можно видеть роскошные плащ и шлем короля Камеамеа, собранные из тончайших перышек. Это искусство тоже было исключительно мужским занятием. Можно возразить, что Перу, Таити или Индия - страны экзотические и их обычаи совсем не похожи на европейские. Но и в Европе гильдии вышивальщиков просуществовали практически до XX в.
Среди дилетантов-вышивальщиков тоже порой встречались весьма интересные личности. Имя Арман дю Плесси большинству из нас ни о чем не говорит. Кто такой кардинал Ришелье, знают, безусловно, все. Но дело в том, что это один и тот же человек. Кроме сложной и не всегда чистоплотной государственной деятельности этот фактический правитель Франции для души увлекался вышиванием. Всем отлично знакомая вышивка «ришелье» - это его изобретение, получившее имя автора.
А ПРУССКИЙ король Фридрих Великий, современник Моцарта и Вольтера, был не только крупным полководцем и приличным музыкантом, но и неплохим вышивальщиком. А работы нашего современника - шведского короля Густава V - хранятся в Национальном музее Стокгольма не из верноподданнических чувств, а потому, что сделаны виртуозно и талантливо.
В XIX в. вышивание было достаточно распространенным хобби среди мужчин. Вспомните разговор Чичикова и Собакевича, где Павел Иванович, защищая губернатора от нападок собеседника, говорит: «такой милый человек и прелестно вышивает бисером!»,- на что грубый Собакевич ответствует: «Погодите, он ужо вам вышьет кошелечек!».
ОТДАВАЛИ дань увлечению вышивкой и художники конца XIX в., особенно принадлежащие к так называемым «прерафаэлитам», пытавшимся воскресить идеалы готики и раннего Возрождения как протест против безвкусицы "массовой продукции", производимой фабричным способом. Однако победили все же фабричные вышивки. Но автоматами для вышивания, начиненными сложнейшей электроникой, сегодня управляют все те же мужчины. А Наполеон Бонапарт еще утверждал: «Рукоделие - занятие женщин»,- облачаясь при этом в мундир, золотые галуны для которого вышивали мужчины. Галина Киселева, искусствовед. Журнал "Светлана" №1 ,1995 г.
|